Час краеведения «Засекреченный город»
В год Защитника Отечества и 80-летия Победы в Великой Отечественной войне в культурной жизни страны отведено почетное место мероприятиям патриотического характера: перепеваются песни, прошедшие дорогами войны, пишутся новые произведения, на экран выходят новые киноленты. Из года в год мы повторяем это вновь, но чем-то должен отличаться этот год от предыдущих.
В обществе слепых Липецкого района прошло уже не одно мероприятие, посвященное юбилейной дате этой непростой Победы. Были затронуты темы, которые никогда не выходили в праздновании этих дат на передний план, но имели огромное значение для нашей истории. Была проведена музыкальная игра «Угадай мелодию», основанная на тех самых всем известных военных песнях и удивительными историями их создания и вхождения в нашу песенную культуру. В феврале рассказывалось о защитниках неба блокадного Ленинграда – о незрячих слухачах, о его пушистых спасителях, кошках, избавивших город от крыс, а весной час краеведения «Где закалка, там и смекалка» был посвящен поездам-баням и великой народной хитрости, которая была решающей в этой битве.
Очередной час краеведения был посвящен и Великой Отечественной войне, и нашему родному городу.
Как зародилась авиация в Липецке и почему Липецк не бомбили во время войны? – на эти и другие вопросы для членов филиала Липецкого района подготовила емкий и интересный материал сотрудница Липецкой областной специальной библиотеки для слепых Новикова Ольга Васильевна – час краеведения «Засекреченный город».
Ведь не все липчане знают, что на протяжении восьми лет работы немецкого авиационного центра школу прошли 120 немецких пилотов, включая будущих генералов люфтваффе: Гуго Шперле, Ганса Ешоннека и Отто Деслоха.
История Липецкого авиацентра началась в годы Первой мировой войны. Ещё в 1916 году здесь появились первые мастерские по сбору французских самолётов типа «Люран». В октябре 1918 года, по приказу Главвоздухфлота, в Липецке начала формироваться эскадра тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец». Эскадра базировалась на аэродроме, находившемся в то время на бывшей окраине города недалеко от железнодорожного вокзала (в районе современной улицы Терешковой). Бомбардировщики «Илья Муромец» и сопровождавшие их лёгкие аэропланы «Лебедь» активно участвовали в боевых действиях в период гражданской войны.
В марте 1923 года началось формирование Липецкой авиационной школы, которая предназначалась для обучения будущих советских лётчиков, но в 1924 году школа закрылась, так и не успев организоваться.
«Надо не только проповедовать: «учись у немцев, паршивая российская коммунистическая обломовщина», но и брать в учителя немцев», – написал Владимир Ленин в 1922 году.
Воплощение ленинской мысли на практике началось сразу же после заключения Раппальского договора между Германией и «первым в мире государством рабочих и крестьян», а также временного соглашения о сотрудничестве между рейхсвером и Красной Армией. Германия получала право создать на советской территории военные объекты для проведения испытаний техники и обучения личного состава тех родов войск, которые ей запрещено было иметь согласно Версальскому договору 1919 года. Его подписание ознаменовало собой завершение Первой Мировой войны. Германия признала себя побежденной стороной, а ее армия ограничивалась в вооружениях и численности.
На территории Советского Союза были созданы специальный центр по подготовке танкистов в районе Казани, школа по подготовке военных химиков под Саратовом, а также авиационная школа «Вифупаст», работавшая под «крышей» Высшей школы летчиков в Липецке.
1925 год. Липецк. На окраине этого тихого провинциального города в глубинке Советского Союза разворачивается операция под грифом «Совершенно секретно»: советские и немецкие лётчики вместе осваивают боевые самолёты. Так начиналась история авиационной школы, созданной в обход Версальского договора, запрещавшего Германии иметь военную авиацию.
С 1925 по 1933 год Липецк превратился в «кузницу» для восстановления германских ВВС. Немецкие пилоты приезжали в СССР под видом туристов и инженеров с поддельными паспортами, а их истребители «Фоккер D-XIII» официально закупались для... Аргентины, но тайно отправлялись в Липецк.
Инфраструктура:
– немцы построили ангары, полигоны для бомбометания и даже клуб для отдыха – «казино»;
– СССР предоставил аэродром и помещения, но все расходы (2 млн марок в год) взяла на себя Германия.
Обучение:
– курс длился 4-6 недель: пилотаж, стрельба по мишеням, ночные полёты;
– советские лётчики, включая будущего маршала Сергея Меженинова, учились у немецких инструкторов.
В Липецке тестировали первые образцы бомбардировщиков, например, «Хейнкель HD-17», а также новые авиационные прицелы. Здесь же родился прототип истребителя-бомбардировщика – машины, которая позже будет участвовать в войне против СССР.
Многое о жизни будущих выпускников летной школы, о их взаимодействии с горожанами, быту и т.д. рассказала Ольга Васильевна, прилагая иллюстрации.
Несмотря на то, что СССР невольно усилил будущего врага, наши лётчики получили доступ к передовым технологиям: например, методики бомбометания из Липецка легли в основу учебников 1930-х. «Это был союз взаимной выгоды, – отмечает историк Сергей Горлов. – Но когда политические интересы разошлись, партнёры стали врагами».
История Липецкой авиации актуальна и поныне в военной обстановке страны.
Как писал известный французского мыслителя Вольтер: «Тот, кто не знает прошлого, не знает ни настоящего, ни будущего, ни самого себя».
Мы с уверенностью смотрим в будущее, так как помним свою историю, какой бы она ни была.
https://vk.com/clip-224412852_456239112

